Колесо Ароматов
В 1983 году Майкл Эдвардс опубликовал книгу “The fragrance manual” – первое руководство в истории парфюмерии, которое помогало продавцам лучше строить коммуникацию с клиентами, помогая лучше подбираться парфюм. В издании 1992 года впервые появилось «колесо» – иллюстрация классификации Майкла Эдвардса.
Колесо ароматов – это инструмент для понимания взаимосвязи между различными обонятельными категориями. Помните цветовой круг Иттена на уроках рисования? Это схожая концепция.
Колесо ароматов применимо как к ароматам в целом, так и к отдельным нотам аромата. Как правило, ароматические масла содержат несколько нот, из которых складывается весь аромат. Подробнее о нотах аромата мы поговорим чуть позже.
В рамках данной статьи, когда мы говорим об ароматах, мы имеем в виду отдушку в целом; когда мы говорим о “нотах”, мы имеем в виду отдельные ноты отдушки, которые составляют полный аромат.
«Семейные» ноты
«Семейства» ароматов, расположенные рядом друг с другом на колесе ароматов или схожие по принципу звучания, мы называем “семейными”.
«Семейные» ноты имеют общие характеристики и гармонично сочетаются друг с другом. Например, посмотрите на категории “Амбровые” и “Древесные”. Эти ноты часто встречаются вместе в ароматах, потому что создают сбалансированный, знакомый аромат.
Дополнительные ноты
Семейства ароматов, расположенные друг напротив друга на колесе ароматов, являются “взаимодополняющими”.
Взаимодополняющие ноты имеют ярко выраженный различный ольфактивный характер и создают сложные, интригующие сочетания. Например, восточные и водные. Вы часто увидите эти ноты в паре, так как их контраст создает сложный и роскошный аромат.
Немного о нотах
Прежде чем мы продолжим, давайте поговорим о нотах аромата. Ноты аромата – это различные слои и ароматы, из которых состоит весь аромат. То, как сочетаются ноты аромата, придает каждому аромату его уникальный профиль.
Верхние ноты аромата – это то, что вы чувствуете первым, ароматы, которые создают первое впечатление и притягивают вас. Верхние ноты обычно имеют более легкий запах, как правило, цитрусовый или мягкий цветочный. Это самые летучие ноты, то есть они выветриваются быстрее остальных.
Средние ноты / ноты сердца, также называемые “сердцем”, обеспечивают баланс между верхними и базовыми нотами. Часто это яркие цветочные, гурманские, фруктовые или легкие древесные ноты. Средние ноты – это, как правило, самые яркие ароматы, которые вы ощущаете при горении свечи.
Базовые ноты – это якорь каждого аромата, придающий ему глубину и долговечность. Обычно это такие ноты, как ваниль, специи, мускус, древесина или амбра. Именно эти ноты обычно остаются в комнате после того, как свеча потушена, и оставляют неизгладимое впечатление от аромата.
Семейства ароматов
Семейства ароматов – это то, как классифицируются различные группы ароматов с сопоставимыми качествами. Если вы посмотрите на разные колесики ароматов, вы увидите небольшие различия, но в целом они будут одинаковыми.
Мы немного адаптировали колесо, чтобы максимально проще было работать с отдушками.
Скачать колесо ароматов!
Мы выделяем следующие семейства ароматов: Цветочные, Амбровые, Пряные, Гурманские, Древесные, Ароматические (фужерные), Цитрусовые, Акватические, Зеленые, Фруктовые.
Цветочные — самое популярное семейство ароматов. Это может быть соло одной ноты, а может быть целая симфония, в которой цветочные ноты собраны в роскошный букет.
Вдохновленные окружающей нас природной красотой, роскошные цветочные ароматы являются основой парфюмерии, создавая текстуру, слоистость и естественность. От ярких насыщенных садовых цветов, таких как роза, цветущая вишня и лилия, до светящихся белых цветов, таких как жасмин, гардения и иланг-иланг, они вызывают ощущение счастья и покоя.
Технология Headspace (хроматографический анализ, позволяющий выявить химические соединения ответственные за определенный запах) позволила парфюмерам воспроизвести запахи, которые невозможно получить другими методами, например, дистилляцией. Поэтому, каждый год будут появляться новые необычные парфюмерные ноты, по-новому трактуя традиционную цветочную тему.
Амбровые – это сплав пьянящих мускусов, экзотических смол и древесных вкраплений, придающий аромату теплоту, чувственность и изысканность. Амбра может пахнуть мускусной и сладкой или пудровой и мягкой.
Они включают такие ноты, как: бензоин, темный мускус, амбра, олибанум, ладан, светлый мускус, мирра, пудра
Пряные — чувственные, дымно-смолистые, с нотами ванили и мускуса.
Пряные ароматы волнуют и электризуют, они полны интенсивности и вибрации. Специи способны привнести контраст холодных нот, таких как розовый перец, кардамон и имбирь, и теплых, таких как корица, гвоздика и мускатный орех, что позволяет создать неоспоримый фирменный стиль.
Гурманские ароматы – сладкие и очень вкусные. Они придают шарм карамели с такими нотами, как карамель и ирис, сливочность ванили, шоколада и зефира, ореховый характер пралине или фундука, а также декадентский привкус рома, амаретто или виски. Это идеальное сочетание вкуса и запаха, добавляющее чувственности и удовольствия в обонятельный опыт.
Они включают такие ноты, как: бурбон, коричневый сахар, сливочное масло, карамель, кокос, пекан, клен
Древесные — в классических древесных ароматах преобладают кедр, пачули, сосна, сандал и ветивер. Иногда сюда добавляют синтетические ноты экзотических пород дерева.
Древесные ароматы обладают богатым, вневременным характером, уходящим корнями в природу. Древесные ноты – от теплых и сливочных, как сандаловое дерево, до сухих дымных, как пачули, – дарят глубокое чувство комфорта и долговечности, а земляные текстуры и кожистые нюансы придают им уникальное качество.
В их состав входят такие ноты, как: амирис, бальзам, кедр, дуб, дубовый мох, уд, пало санто
Ароматические (фужерные) — это классическое семейство ароматов со свежими нотами цитрусовых и лаванды, сладких специй и уда. С фужерами комфортней себя чувствуют мужчины, однако и женщины найдут определенную прелесть в коктейле из свежих цитрусовых, цветочных и древесных нот.
Цитрусовые — главные здесь — эфирные масла из цедры лимонов, мандаринов, бергамота, апельсина и грейпфрута. Цветочные, пряные и древесные ноты превращают легкий освежающий одеколон в полноценный парфюм.
Цитрусовые придают как игристый характер нотам лимона, апельсина и лайма, так и пикантность бергамоту и грейпфруту. Цитрусовые ароматы заряжают чувства бодрящим ощущением яркости и энергии.
Они включают в себя такие ноты, как: бергамот, грейпфрут, лимонная вербена, лемонграсс, мандарин, апельсиновая цедра.
Акватические (морские) — ароматы мягких морских бризов появились впервые в 1990 году: влажный воздуха после грозы, морские водоросли на берегу после шторма. Сегодня акватическими нотами облегчают цветочные, восточные и древесные композиции.
Акватические (морские) ароматы дарят ощущение бодрого, прохладного бриза или хрустящего аромата соленого моря. Они привносят свежий и чистый характер, перенося вас на пляж или на вершину горы.
Они включают такие ноты, как: озон, морская соль, акватика
Зеленые — запах свежей скошенной травы и листьев фиалки. Зеленые ноты имитируют природу в ее истинном виде, добавляя ощущение живости.
Зеленые ароматы вдохновлены природными элементами: хрустящими нотами огурца, пышностью бамбука, зеленью травы, вербены или листьев томата. Зеленые ноты имитируют природу в ее истинном виде, добавляя ощущение живости.
Они включают такие ноты, как: трава, агава, алоэ, бамбук, огурец, зеленые листья, мох, пальма, ревень.
Фруктовые — персики и груши, яблоки и сливы. Сочные тропические фрукты. А также клубника, малина и ягоды всех цветов и оттенков. В сочетании с цветочными нотами эти фруктовые коктейли приобретают особый шарм.
Восхитительные фруктовые ноты придают аромату аппетитную сочность и яркую сладость. Ароматы оживают благодаря фруктовым фруктам, таким как яблоко и персик, или сочным красным фруктам, таким как клубника, вишня и кассис, придающим игривость. Тропические фрукты, такие как манго, ананас и кокос, вызывают чувство бегства на тропические острова.
Они включают такие ноты, как: яблоко, ягоды, черная вишня, клюква, инжир, гуава, дыня, манго, персик, красная смородина.
Это все хорошо знать, но как на самом деле использовать колесо для ароматов?
Отличный вопрос! Давайте рассмотрим несколько вариантов практического применения. Во-первых, держите колесо ароматов под рукой для анализа.
1. Тренируйте свой нос и углубляйте понимание аромата.
Колесо ароматов – отличный инструмент для “тренировки” обоняния. Возьмите свою любимую отдушку, положите его на полоску блоттера и веером поднесите к носу, чтобы начать вдыхать аромат. Определите, какое место занимает аромат в целом на колесе ароматов. Это ароматический аромат? Зеленый или травяной (шипровый)?
Затем попробуйте определить отдельные ноты аромата. Взгляните на ноты, которые мы указываем на странице отдушки, и посмотрите, сможете ли вы их выделить.
Что вы чувствуете сильнее всего?
Что вы чувствуете на заднем плане?
Что вам вообще трудно уловить?
Определив несколько нот, посмотрите на колесо ароматов и попробуйте определить, являются ли эти ноты взаимодополняющими или родственными. Подумайте, почему этот аромат вам нравится и за что вы его любите. Может быть, контраст фруктовых и ароматических нот создает интересное сочетание? Сочетание цитрусовых и морских нот создает что-то успокаивающее и знакомое?
Практикуя этот навык, вы отточите свой нюх, научитесь определять ноты и представлять, где они находятся на колесе аромата, и, как следствие, углубите свое понимание и восприятие аромата в целом.
2. Помощь в разработке маркетинговой стратегии по каждому аромату, например, описание на сайте, ноты, которые вы хотите включить, изображения и т.д.
Ваши глубокие знания об ароматах могут помочь в выборе способа продвижения продукции на рынке. Это может быть что-то простое, например, распределение ароматов по категориям на вашем сайте, слова, которые вы используете в описании ароматов, или новое название для аромата. Это даже может помочь вам определиться с общей атмосферой вашего бренда!
3. Смешивание ароматов
Если вы любите создавать свои собственные ароматы путем смешивания, колесо ароматов – один из лучших инструментов в вашем наборе. Используйте его как руководство к действию, когда прорабатываете идеи миксов и решайте, что смешать вместе. Опираясь на свои знания о родственных и взаимодополняющих нотах, а также о том, где на колесе находятся различные ароматы, вы сможете придумать новые интересные сочетания.